Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 7 мая 2014 г.

Один день из жизни вожатой Статья для газеты "Хочу работать!"

Рубрика "Один день из будней..."
Работать вожатой и … выжить
Вожатый — супермен нашего времени
Говорят, дети — ангелы во плоти. Маргарита так не считает. После двух месяцев работы вожатой в детском лагере она поняла: самому дьяволу до них далеко.
«Я устроилась вожатой потому, что хотела отдохнуть на море (лагерь находился в Анапе). Работа с детьми казалась мне чем-то легким и радостным, ведь малыши верят в чудеса и невинно хлопают глазками. Но я даже представить не могла, на что подписалась!», - рассказывает Маргарита.


Кошмар начался с первого дня сезона. Тридцать шесть детей и одна Маргарита. «Вожатых было очень мало, все уволились из-за ужасных условий проживания: двенадцать человек в комнате, один туалет на весь корпус, тараканы и пауки, - рассказывает Маргарита. - В отряде должно работать три вожатых, одна из которых — с опытом, однако я оказалась одна. Так и работала: пол сезона без помощников и без выходных».
Поскольку педагогом Маргарита никогда не была, ей пришлось самой придумывать, как знакомиться с детьми, развлекать их, а главное — успокаивать: «В первые дни малыши очень сильно скучают по дому и начинают реветь, причем заплакал один — подхватил двадцать один. Хорошо, если у ребенка просто истерика со слезами и криками, плохо — когда он убегает в лес».
После того, как период адаптации проходит, дети начинают веселиться, а делают они это буйно: радостно колотят друг друга полотенцами до синяков, швыряют стулья из окон, кидаются камнями и песком, постоянно убегают без спроса, не приходят с дискотеки... Маргарита выделяет самое важное для таких ситуаций: «Главное — дать понять, что с тобой шутки плохи. Не покажешь этого в первые четыре дня — пиши пропало весь сезон. Поэтому мне пришлось научиться не просто кричать, а орать, пристукивая кулаком. Поверьте, иногда реагируют только на крик. Сорванный голос — обычная «болезнь» вожатого».
Что еще «выдает» представителя этой профессии? Вожатый — это человек, который никогда не ест и никогда не спит. «Когда я работала одна, у меня не было времени даже сходить в туалет. Дети приехали отдыхать, поэтому для них нет никаких рамок. Побежал снимать с дерева одного — другой уже обливается водой, отвел ребенка к врачу с разбитым носом, вернулся — дети убежали в соседний лагерь, - делится Маргарита. - Одна из самых сложных задач — уложить их спать. Пока ты угомонил комнату из шести мальчишек и пошел в другую, тут же слышишь, как они двигают кровати и спускаются с балкона на простыне».
Кто такой вожатый? Это человек, который может все: петь, танцевать, рисовать, шить, придумывать спектакли и стихи: «Каждый день нужно было готовиться к мероприятиям. Я открыла в себе таланты, о которых не подозревала. К своему удивлению я обнаружила, что умею быть великолепным аниматором: «мои» дети участвовали во всех конкурсах, исполняя придуманные мной номера».
А еще вожатый — это человек, который никогда не плачет. Отсутствие сна из-за подготовки к очередному мероприятию, выходных из-за недостатка вожатых, тишины и покоя из-за того, что сорок детей непрерывно кричат и задают вопросы, бегают, дерутся... Эти факторы любого человека доведут до нервного срыва. Поэтому нужно иметь большой опыт или стальные нервы. Но плакать при детях нельзя ни в коем случае: «Это не педагогично и не профессионально, - объясняет  Маргарита. - Нервные срывы я видела постоянно. Некоторые уезжали домой, не выдержав нагрузок. А я просто держала себя в руках, потому что хотела делать свою работу качественно и … дарить улыбки детям, чтобы они запомнили отдых на всю жизнь».
Пожалуй, альтруизм  - первая причина, по которой вожатые берутся за этот адский труд. «Когда я видела счастье на лицах «своих» детей, я понимала: я — хороший вожатый. Я старалась, чтобы они не видели, насколько мне тяжело физически и морально, ведь они приехали отдохнуть, и моя задача — подарить им счастье. Поэтому уезжали дети со слезами на глазах, я и сама плакала, потому что очень к ним привязалась», - признается Маргарита.
Вторая причина — любовь к детям. «Да, это маленькие дьяволята, способные вывести из себя за пять минут. Но в то же время, они невероятно интересны. Для меня каждый ребенок был маленькой личностью, требующей особенного подхода и бережного воспитания. Они так трогательно рассказывали о своих секретах, делились проблемами, порой по-настоящему страшными. За двадцать один день дети способны полюбить по-настоящему и подарить настолько искренние эмоции, что становится ясно: ради этого стоит терпеть тяжелый труд», - рассказывает Маргарита.
«Если ты работал вожатым и выжил, значит, в этой жизни ты сможешь всё! - утверждает Маргарита. - Вожатый — это сверхчеловек. Я поменяла много профессий, но только эта дала мне самый ценный жизненный опыт и сделала намного сильнее».
Маргарита Ломова
Декабрь 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий