Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 2 мая 2013 г.

Священная пустота

Мое внутреннее колесо окончательно остановилось, и в этот момент я встретила Рене Магритта...

[мой длинный отчет о выставке литографий Рене Магритта "Вероломство образов" в Омске]

Мое внутреннее колесо больше не вертится с неистовой силой, не толкает вперед, не перемалывает жерновами кучи событий, полчища лиц, гроздья имен и россыпи информации.
Мои птицы в груди присели на ветки моего дерева, они молча кормятся с рук того, кто их приручил.
Тишина.
Покой.
Пустота.

Сегодня эта внутренняя пустота выстрогалась картинами Рене Магритта и пронзила меня насквозь. В Омск привезли его литографии, и непонятный зов привел меня на эту выставку. (непонятный, потому что я не видела его работ ранее и совсем ничего о нем не знала, впрочем, моя интуиция давно победила мои мозги, и я покорилась ей)

Священная пустота, которую мы потеряли. Вот что поразило меня в картинах Магритта. Та пустота, которой я не вижу в современном искусстве - нагроможденном, наваленном, напиханном, многослойном, лоснящемся и в то же время пустом, но не как безоблачное небо, а как дешевый фантик. У Магритта это священная пустота - весомая, безмолвная, всеобъемлющая, как горы, океан и вековые леса.
Рене Магритт, Страна чудес

Еще я увидела тонкость. Тонкость не акварельная и ванильная, что радует лишь глаз, а та плотная тонкость, что есть сам воздух.

Рене Магритт, Большое семейство
Увидела точность. Та точность, которая, на мой взгляд, необходима при определении красоты. Рене Магритт пишет фундаментальные образы, такие, как голубь, дерево, море. Именно они и точны. Образы подчеркивают красоту, но подчеркивают удивительно, словно этот камень на картине Магритта.
Рене Магритт

Как твердый, огромный камень легко парит в воздухе, так и красота должна быть увековечена - легко и твердо одновременно. Именно это лично меня и зацепило. Не такая понятная и близкая красота, что у рафаэлитов или русских пейзажистов, а иная - в символах и ребусах, с необычными названиями, поэтичная, но все равно близкая, просто сказанная на языке символа. Так ловко красоту, на мой взгляд, изобразить может лишь гений.
Рене Магритт, Стеклянный ключ

Вот что меня пронзило. Пустота красоты и красота пустоты. Наверное, это личное. Недели спокойствия, о которых я написала выше, столкнулись с Магриттом, как волны одного моря. Мне ничего не нужно в этом мире, у меня все есть. Как этот корабль на картине Магритта плывет по волнам, так просто, так прямо изображенный, так и я ощущаю себя сейчас - большой, но легкой и свободной.
Рене Магритт

Чистота. Которую я увидела в пустоте. Это тоже личное, ведь в большей степени Магритта интерпретируют как сюрреалиста, ребусника, символиста и загадочника. Для меня же он ясен, понятен и невероятно прост. Вот она - та пронзительная красота пустоты, про которую я забываю в этом своем вечном молотящем всё колесе. Только когда мое колесо останавливается, я понимаю, что не нужно искать красоту, она рядом, на моей ладони, отчетливо и ясно передо мной. Как вот эта фиалка у нее на лице.
Рене Магритт, Великая война

Позже я посмотрела фильм про Магритта и узнала, что мои личные ощущения от его картин схожи с некоторыми фактами его биографии.
Во-первых, Магритт говорил: "Мы должны учиться воспринимать этот мир как дети, словно все, что мы видим, - это увиденное впервые, это чудо". Так и я почувствовала первозданость и чистоту образов Магритта.
Рене Магритт

Во-вторых, Магритт рисовал в эпоху расцвета сюрреалистов и кубистов, но при этом сам, хоть и назывался сюрреалистом, оставаля чист в своих формах, на мой взгляд, и неповторим. Для меня лично он не изобретал велосипед, как многие художники той эпохи и как многие художники сегодня, он не пыжился, не лез из кожи вон и не создавал красоту. Он просто отражал все то вечное, что есть у всех нас. Но создавал гениально - через всем знакомые образы, представленные незнакомым образом.
Рене Магритт, Песня любви

В-третьих, сам Магритт, как человек и художник, оказался мне симпатичен. Он действительно, согласно информации о его биографии, не выпендривался. (как я и подумала, обошелся без изобретения колеса и в жизни, не только в картинах) Он рисовал не в студии или специальном кабинете, а в столовой своего дома, и когда подавали еду, убирал все материалы. Он не любил путешествовать, даже когда стал знаменит в последние годы своей жизни. Больше всего он любил лишь одно путешествие - то, что происходило в стенах его комнаты. Он не выкидывал номера, а тихо и спокойно жил в своем доме, внутри которого всегда царил порядок. Он не менял любовниц, как перчатки, он был женат на любимой с детства женщине, и почти на всех его работах - ее черты.
Рене Магритт, Черная магия

Вот такой художник.
Простота. Которую я так боюсь забыть. От того и проплакала всю выставку.
Рене Магритт, Фальшивое зеркало



И пронзительно-бирюзовый.



Комментариев нет:

Отправить комментарий