Мое внутреннее колесо окончательно остановилось, и в этот момент я встретила Рене Магритта...
[мой длинный
отчет о выставке литографий Рене Магритта "Вероломство образов" в Омске]
Мое внутреннее колесо больше не вертится с неистовой силой, не толкает вперед, не перемалывает жерновами кучи событий, полчища лиц, гроздья имен и россыпи информации.
Мои птицы в груди присели на ветки моего дерева, они молча кормятся с рук того, кто их приручил.
Тишина.
Покой.
Пустота.
Сегодня эта внутренняя пустота выстрогалась картинами Рене Магритта и пронзила меня насквозь. В Омск привезли его литографии, и непонятный зов привел меня на эту выставку. (непонятный, потому что я не видела его работ ранее и совсем ничего о нем не знала, впрочем, моя интуиция давно победила мои мозги, и я покорилась ей)
Священная пустота, которую мы потеряли. Вот что поразило меня в картинах Магритта. Та пустота, которой я не вижу в современном искусстве - нагроможденном, наваленном, напиханном, многослойном, лоснящемся и в то же время пустом, но не как безоблачное небо, а как дешевый фантик. У Магритта это священная пустота - весомая, безмолвная, всеобъемлющая, как горы, океан и вековые леса.
|
Рене Магритт, Страна чудес |
Еще я увидела тонкость. Тонкость не акварельная и ванильная, что радует лишь глаз, а та плотная тонкость, что есть сам воздух.
|
Рене Магритт, Большое семейство |
Увидела точность. Та точность, которая, на мой взгляд, необходима при определении красоты. Рене Магритт пишет фундаментальные образы, такие, как голубь, дерево, море. Именно они и точны. Образы подчеркивают красоту, но подчеркивают удивительно, словно этот камень на картине Магритта.
|
Рене Магритт |
Как твердый, огромный камень легко парит в воздухе, так и красота должна быть увековечена - легко и твердо одновременно. Именно это лично меня и зацепило. Не такая понятная и близкая красота, что у рафаэлитов или русских пейзажистов, а иная - в символах и ребусах, с необычными названиями, поэтичная, но все равно близкая, просто сказанная на языке символа. Так ловко красоту, на мой взгляд, изобразить может лишь гений.
|
Рене Магритт, Стеклянный ключ |
Вот что меня пронзило. Пустота красоты и красота пустоты. Наверное, это личное. Недели спокойствия, о которых я написала выше, столкнулись с Магриттом, как волны одного моря. Мне ничего не нужно в этом мире, у меня все есть. Как этот корабль на картине Магритта плывет по волнам, так просто, так прямо изображенный, так и я ощущаю себя сейчас - большой, но легкой и свободной.
|
Рене Магритт |
Чистота. Которую я увидела в пустоте. Это тоже личное, ведь в большей степени Магритта интерпретируют как сюрреалиста, ребусника, символиста и загадочника. Для меня же он ясен, понятен и невероятно прост. Вот она - та пронзительная красота пустоты, про которую я забываю в этом своем вечном молотящем всё колесе. Только когда мое колесо останавливается, я понимаю, что не нужно искать красоту, она рядом, на моей ладони, отчетливо и ясно передо мной. Как вот эта фиалка у нее на лице.
|
Рене Магритт, Великая война |
|
Позже я посмотрела фильм про Магритта и узнала, что мои личные ощущения от его картин схожи с некоторыми фактами его биографии.
Во-первых, Магритт говорил: "Мы должны учиться воспринимать этот мир как дети, словно все, что мы видим, - это увиденное впервые, это чудо". Так и я почувствовала первозданость и чистоту образов Магритта.
|
Рене Магритт |
Во-вторых, Магритт рисовал в эпоху расцвета сюрреалистов и кубистов, но при этом сам, хоть и назывался сюрреалистом, оставаля чист в своих формах, на мой взгляд, и неповторим. Для меня лично он не изобретал велосипед, как многие художники той эпохи и как многие художники сегодня, он не пыжился, не лез из кожи вон и не создавал красоту. Он просто отражал все то вечное, что есть у всех нас. Но создавал гениально - через всем знакомые образы, представленные незнакомым образом.
|
Рене Магритт, Песня любви |
В-третьих, сам Магритт, как человек и художник, оказался мне симпатичен. Он действительно, согласно информации о его биографии, не выпендривался. (как я и подумала, обошелся без изобретения колеса и в жизни, не только в картинах) Он рисовал не в студии или специальном кабинете, а в столовой своего дома, и когда подавали еду, убирал все материалы. Он не любил путешествовать, даже когда стал знаменит в последние годы своей жизни. Больше всего он любил лишь одно путешествие - то, что происходило в стенах его комнаты. Он не выкидывал номера, а тихо и спокойно жил в своем доме, внутри которого всегда царил порядок. Он не менял любовниц, как перчатки, он был женат на любимой с детства женщине, и почти на всех его работах - ее черты.
|
Рене Магритт, Черная магия |
Вот такой художник.
Простота. Которую я так боюсь забыть. От того и проплакала всю выставку.
|
Рене Магритт, Фальшивое зеркало |
|
|
|
И пронзительно-бирюзовый.
Комментариев нет:
Отправить комментарий